Форма входа
Приветствую Вас Гость
Меню сайта


Категории раздела
GirlZone [5]
Всё, что интересует современных девушек =)
BoyZone [2]
Всё, что интересует современных мужчин =)
Интересное для всех [20]
Мастер-фломастер [4]
Веб-мастеру [3]
Реклама и акции [9]


Тучка


Чаепитие


Реклама


Нас посчитали!

Rambler's Top100



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Главная » Статьи » Интересное для всех

Е. Пятаков "О культуре речи и ловушках сквернословия"
Главная страница «Первого сентября» • Главная страница газеты «Школьный психолог» • Содержание №06/2010

Книга в газете

Евгений ПЯТАКОВ О культуре речи и ловушках сквернословия
Фото с сайта http://www.grok.net/
Русский язык богат и велик. Мало этого, он обладает огромной силой. И созидательной, и разрушительной. В том числе потому, что вмещает в себя как божественные звуки пушкинских стихов, так и зловонную грязь уличного мата.
В юности роль языковой культуры понятна далеко не всем, и поэтому далеко не все могут вовремя остановиться в деле засорения собственного языка "модной” нецензурной лексикой. Результат — следуя ложным идеалам "крутизны” и свободолюбия, молодые люди нередко портят себе жизнь, поскольку создают дополнительные трудности, а то и вовсе блокируют пути для собственного роста и развития как в личностном, так и в социальном отношении.
Как? Об этом, в частности, я и расскажу.
При работе школьным психологом в старших классах мне нередко приходилось долго и аргументированно доказывать подопечным элементарные, казалось бы, истины: материться без крайней нужды — плохо и вредно, разговаривать вежливо и дипломатично — полезно и хорошо.
ПОЧЕМУ? Вот главный вопрос, требовавший ответа. Не длинных научных лекций и не абстрактных морализаторских сентенций: так не положено, это неприлично, культурные люди так не говорят, — а детальных, понятных и приближенных к жизни подростков рассуждений.
Эту работу я условно разделил на четыре части. Первая: уровни языковой культуры, их истинное место в реальной продуктивной жизни. Вторая: типичные проблемы, возникающие тогда, когда нецензурный язык выпускается из-под сознательного контроля. Третья: неформальная авторская терминология и приемы, необходимые для объяснения подростку, почему следует сознательно повышать свою речевую культуру и избегать применения нецензурных слов и выражений. Четвертая: разоблачение некоторых заблуждений, выставляющих нецензурную брань в привлекательном свете.
Общая же цель статьи — помочь педагогу эффективно мотивировать молодого человека на повышение собственной речевой культуры и указать основные пути для достижения этой цели. Фото с сайта http://www.wmk-cmc.livejournal.com/ ТАКОЙ РАЗНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Мы живем в контрастном мире. В нем есть явления прекрасные, есть нейтральные повседневные, есть ужасные, отвратительные и жестокие. Со всеми людям приходится иметь дело, а значит, сообщать о них друг другу с помощью слов и словесных конструкций. Естественно, не обходится без насыщения речи дополнительной эмоциональной энергетикой. В результате слова, описывающие приятные явления, нередко начинают придавать им еще более приятную эмоциональную окраску, и наоборот.
Пример. Можно сказать "моя мать”, а можно — "моя мама”. Можно сказать "он возит навоз”, а можно — "он возит коровье д…мо”. Эмоциональная разница весьма ощутима.
Со временем слова обретают самостоятельную, не зависящую от общего контекста энергетику и несут ее собеседнику даже тогда, когда сам говорящий этого не ощущает.
С точки зрения энергетики и особенностей преподнесения информации я условно разделил русский язык на несколько уровней (да простят мне филологи такую вольность):
1. Высокий литературный язык.
2. Разговорный язык.
3. Бытовой жаргон.
4. Нецензурный язык (сквернословие).
5. Мат.
1. Высокий литературный язык
Примечание. В силу общности главных отличительных черт в данную категорию я включил и те направления языковой культуры, которые традиционно называют "язык делового общения”, "язык научного общения”, "дипломатический язык” и пр.
Если бы наш рядовой современник мог сесть на машину времени, перенестись в прошлое лет на двести и поговорить "по-простому” со своим предком, то наверняка бы обнаружил, что они с трудом понимают друг друга. Тем не менее, читая литературу того времени, того же Александра Сергеевича Пушкина, мы понимаем всё. Почему? Потому что литературный язык — воплощение базовой логической конструкции, на которой язык строится и которая остается почти неизменной на протяжении многих веков. Он — логический стержень языка как такового. То же самое касается и слов, чаще всего употребляемых в его рамках. Они наиболее нейтральные, простые и четкие, допускают наименьшее число разночтений, а потому не выходят из употребления очень долго. (так, слово "одежда” понятно сегодня и было понятно много веков назад, в отличие от современного "шмотки”.)
Преимущества литературного языка: благодаря ему мы можем строить сложнейшие, но понятные логические конструкции, описывающие такие же сложные явления в природе и нашей жизни. При этом благодаря своей изначальной нейтральности литературный язык хорошо управляем и, как конструктор, может быть использован для сообщения информации с различными смысловыми и эмоциональными оттенками.
К недостаткам литературного языка относится то, что он слишком громоздок. При его использовании приходится держать себя под сознательным контролем, чтобы в стройную канву речи не вкралось какое-нибудь меткое, но не совсем цензурное слово. Кроме того, этот язык недостаточно эффективен, а иногда и попросту бесполезен, когда нужно общаться с людьми более низкой интеллектуальной или языковой культуры. С его помощью бывает трудно передать сообщение с высоким эмоциональным зарядом. Он располагает довольно слабым набором жестких, неприятных слов, которые тоже иногда необходимы в нашей жизни. И его, к сожалению, используют демагоги и мошенники, создающие иллюзию собственной надежности, компетентности и респектабельности, а затем сложными псевдологическими рассуждениями внушающие ложные идеи.
2. Разговорный язык
Это язык повседневного общения и в то же время своеобразный конспект языка литературного. В его рамках применяются по большей части те же самые нейтральные слова и логические конструкции, но упрощенные.
Пример. вариант литературный: "куда мы сегодня пойдем — в кино или на дискотеку?.. Давай сегодня пойдем в кино”.
Вариант разговорный: "куда сегодня? В кино? На дискотеку?.. В кино”.
Разговорный язык включает в себя проосторечные слова и выражения, которые несут дополнительную информационную и эмоциональную нагрузку.
Пример. Слово "пацан” (или "чувак”). Оно непременно вызывает эмоции. Какие — зависит от контекста. Так, если группу подростков "пацанами” назовет посторонний взрослый человек, они воспримут это как проявление презрительно-снисходительного отношения. В своей же группе обращение "пацаны” — демонстрация дружелюбия.
Преимущества разговорного языка: быстрота, мобильность, возможность адекватно выражать эмоциональные состояния средней силы, возможность задействовать не только сознательный интеллект, но и подсознательные навыки общения (когда мы говорим "по-простому”, мы концентрируемся на том, ЧТО хотим сказать, а на том КАК — гораздо меньше).
Недостатки разговорного языка: из-за его конспективности иногда упускаются важные детали.
Пример. "Ты же сам сказал: приходи в десять. Я пришел, думал, сразу пойдем гулять. А ты еще не позавтракал, не оделся…” — "Ну и что? Я же сказал "приходи в десять”, а не "пойдем гулять в десять”. Я не говорил, что буду готов”.
3. Бытовой жаргон
Пожалуй, самый интересный, нестабильный и переменчивый пласт языка. "Плавильный котел” коллективного сознания, порождающий все новые и новые слова и выражения. Большая их часть быстро появляется и исчезает. И лишь единицы закрепляются в языке и становятся постоянными.
Отличительная особенность жаргонных слов — их глубокая символичность, информационная и эмоциональная насыщенность. Одним таким словом можно выразить несколько предложений. При этом смысл, как правило, улавливается собеседником на бессознательном уровне и редко нуждается в сознательной расшифровке.
Пример простой шифровки. Литературная фраза: "он хотел поменять лампочку, но потерял равновесие и упал со стула”. Здесь понятен только свершившийся факт. Неясно, каковы были последствия и как отнесся к ним рассказчик. Если захочется описать этот эпизод как забавный и безобидный, можно сказать "шлепнулся со стула”. Если нужно преподнести этот случай как событие неприятное, следует сказать "грохнулся”. Если как трагедию — "хрястнулся”.
Пример сложной шифровки. Часто человеку, который нас долго и упорно раздражает, мы говорим: "ты меня достал”. Попробуем понять символику слова. Кого или что можно достать в обычной жизни? Можно достать котенка, спрятавшегося под диван, можно достать предмет с высокой полки и пр. В любом случае приходится применять специальные усилия, чтобы дотянуться до объекта, преодолеть препятствия. То же происходит при общении с неприятным человеком. Он многократно пытается нас обидеть и спровоцировать на конфликт, "уколоть” наше "Я”. Стараясь избежать этого, мы пытаемся спрятать и защитить свое "Я” — психологически отстраняемся, дистанцируемся, закрываемся, отшучиваемся, прямо или косвенно предупреждаем, чтобы обидчик прекратил свои попытки. Он не прекращает и в итоге "укалывает” наше "Я” дотянувшись-таки до него сквозь все возведенные защиты. Иными словами, он наше "Я” сквозь эти защиты ДОСТАЕТ.
Кто же занимается работой по зашифровке сложных понятий в простые слова? Наше подсознание. Его задача — достижение максимального сиюминутного эффекта при минимальных затратах. Именно с ним связаны как преимущества, так и недостатки жаргона.
Преимущества бытового жаргона: высокая информационная емкость и выразительность, позволяющая коротко, но очень точно и ярко описывать конкретную ситуацию, выражать сильные эмоции.
Недостатки бытового жаргона: привязанность многих слов к узкой группе, что может вызвать непонимание и отторжение со стороны других людей, не входящих в данную группу. Трудность сознательного контроля (слово "выстреливается” нашим подсознанием автоматически, без учета ситуации, и не всегда удается его "перехватить”).
Пример. В пьесе "Пигмалион” Б. Шоу главная героиня — девушка из "низов” — оказывается в высшем свете. Она ведет светскую беседу в кругу аристократок, и те принимают ее за "свою”, пока с ее языка случайно не срывается привычное для "низов” слово "пришили” — вместо "убили”. (Правда, им тут же объясняют это якобы модное ныне в аристократическом обществе словечко.)
Как показывает практика, чем дальше мы отходим от литературного языка, тем более негативную энергетику и окраску приобретает язык.
Пример. Приверженец литературного языка сообщит: "он его оскорбил” — и этим ограничится. Любителю жаргона этого покажется мало. Он непременно скажет "размазал”, "опустил ниже плинтуса”, "протащил мордой по асфальту”.
Уже на уровне бытового жаргона эта тенденция проявляется четко. В целом в жаргоне много слов, имеющих нейтральную окраску, еще больше — негативную. И совсем мало — позитивную. Для подтверждения достаточно провести простой эксперимент: взять литературное слово с явно положительной окраской и слово с отрицательной и подобрать к ним жаргонные синонимы. У слова с отрицательной окраской жаргонных синонимов окажется гораздо больше.
Пример. Слово "ударить” (человека). Жаргонные синонимы: врезать, вмазать, впечатать, приложить, заехать, двинуть, долбануть, съездить по мордасам, дать в рыло, засветить промеж рогов…
Слово "помочь”. Синонимы: подсобить, подмогнуть… (больше навскидку ничего не вспоминается).
4. Нецензурный язык (сквернословие)
Название говорит само за себя. Это группа слов и устойчивых выражений, которые изначально (вне зависимости от контекста) находятся под запретом цензуры (там, где есть цензура), так как несут на себе своеобразную информационную и энергетическую грязь (скверну). Проще говоря, это "грязные” слова.
Примечание. Тот, кого хоть раз ругали такими словами, может вспомнить свое главное желание в тот момент — пойти домой и отмыться.
Все они символически апеллируют к грязи в различных ее проявлениях.
Изначальная цель сквернословия — принижение другого человека, явления, действия до уровня грязи, "вываливание” и удержание в ней. И сквернословие этой цели чаще всего достигает. Даже тогда, когда сам сквернослов не понимает, что он делает, а думает, что "нормально разговаривает, как все”.
Впрочем, ни одно явление культуры не сможет существовать без положительных сторон. И у сквернословия они тоже есть.
Преимущества сквернословия: с его помощью можно легко и быстро сбросить накопившееся эмоциональное напряжение — "выплеснуть внутреннюю грязь” (а нередко — выразить положительные эмоции), можно достучаться до другого человека, даже если он психологически закрылся, можно шокировать, подавить и подчинить своей воле других людей. Последнее возможно потому, что в психологическом смысле "грязные” слова подобны тяжелой дубине, способной пробить любую защиту.
Недостатки сквернословия: находясь опять же во власти подсознания, сквернословие очень трудно поддается сознательному контролю. Результат — многочисленные побочные эффекты с долговременными неприятными последствиями. Во-первых, частая ответная агрессия людей, на которых были излиты негативные эмоции. Во-вторых, подрыв репутации в глазах окружающих людей. В-третьих, непроизвольное нанесение другим людям "долгоиграющих” психологических ран (особенно если после своего эмоционального взрыва человек не попросит прощения и не попытается как-то загладить вину).
5. Мат
На мой взгляд, вся суть явления отражена в трех старых советских анекдотах.
Первый анекдот. На завод привели иностранную делегацию. Внезапно глава делегации просит переводчика объяснить, о чем спорят стоящие в сторонке бригадир и рабочий. Переводчик выдавливает из себя объяснение: "Понимаете, общий смысл примерно такой: бригадир говорит рабочему, что если тот не сделает срочно деталь, то бригадир вступит в сексуальные отношения с рабочим, его матерью и его родственниками до седьмого колена. Рабочий отказывается делать деталь на том основании, что уже имел сексуальные отношения и с деталью, и со станком, и с бригадиром, и с его матерью, и со всей администрацией завода”.
Второй анекдот. Многие американские шпионы, заброшенные в СССР, провалились только из-за того, что так и не смогли понять, как же правильно употреблять известное русское слово из трех букв: как стандартную связку между словами, знак препинания, обращение, междометие или как-то еще.
Третий анекдот. Директор завода просит секретаршу вызвать рабочего, который побывал в загранкомандировке. Директор: "Ну чего, Михалыч, давай рассказывай: как съездил, чего видел”. Рабочий: "Да чего тут рассказывать: прилетели мы, значит. Спускаюсь я по трапу. Посмотрел налево… (матерное слово, сказанное восхищенным тоном). Посмотрел направо… (двухэтажный мат). Посмотрел прямо… (трехэтажный мат)”. Секретарша: "Господи! Красота-то какая!” Директор: "Ну и память же у тебя, Михалыч”.
Таким образом, мат в современном его виде не что иное, как система особо "грязных” и "убойных” слов и выражений. Его функции:
— предельно сильное и жесткое выражение эмоций;
— предельно сильное и быстрое подавление окружающих и подчинение их себе, создание ложного авторитета;
— замена сложных словесных конструкций и описаний простыми "емкими” выражениями;
— заполнение пауз, возникающих в речи человека, плохо владеющего нормальным литературным языком, то есть они выступают в роли обычных слов-паразитов.
В чем же состоит специфика мата, чем он отличается от обычного сквернословия и откуда в нем такая "убойная” разрушительная сила? Почему во многих традиционных культурах с ним (или его подобием) боролись и борются на уровне светского и даже религиозного законодательства?
Согласно исследованиям некоторых ученых исторически мат произошел от древнего магического языка (а не был привнесен к нам монголо-татарами в эпоху Золотой орды). Магия же (в ее рациональной части) — это система знаний о способах психологического воздействия на человека через его подсознание.
Поскольку основная человеческая ценность, с точки зрения древней магии, это детородная функция, то есть сфера любовно-сексуальных и семейных отношений, именно она была объектом наиболее трепетного отношения при доброжелательном подходе и наиболее агрессивного — при недоброжелательном. Проще говоря, современный мат — отголосок магических проклятий, направленных против сексуальной функции.
Неудивительно, что именно сексуальная сфера (половые органы, их функции, половые роли людей) есть главный объект, который и сейчас обыгрывается в мате. Обыгрывается предельно грязно, цинично и оскорбительно. Его суть (неважно, понимает это сам матерщинник или нет) — это демонстративное втаптывание в грязь одной из самых тонких и деликатных тем. Низведение таинства человеческой любви (духовной и плотской) и связанных с этим семейных и родовых отношений до уровня безответственного, чисто животного совокупления, изнасилования, полового извращения. Мало того — приравнивание к этим деяниям всех видов человеческой деятельности, какие подвернутся под руку. Именно в этой особенности и заключается разрушительная сила мата, которая многими не осознается. Причем разрушительная не только для окружающих, но и для самого матерщинника.
Пример. Во многих дореволюционных источниках зафиксирован факт, что часто самые ярые матерщинники в деревнях очень рано приобретали половые расстройства. Мужчины — импотенцию, женщины — бесплодие.
Однако в отдельных ситуациях мат все-таки себя оправдывает. Чаще всего это экстремальные ситуации, когда надо не просто в считаные секунды сообщить что-то человеку, но и вывести его из ступора и заставить подчиняться не раздумывая.
Пример из военной практики. Неопытный солдат, впав от страха в истерику, остервенело стреляет по противнику, наступающему справа, и совершенно не видит, что слева враг потихоньку подобрался почти вплотную и через секунду откроет огонь в упор. Единственное спасение — мгновенно очнуться, оглядеться, увидеть нового врага, развернуться и выстрелить первым.
Пример из мирной жизни № 1. Во время сильного ветра на человека сзади падает дерево или рекламный шит. Единственное спасение — не раздумывая упасть на землю, даже в грязную лужу.
Пример из мирной жизни № 2. Во время обсуждения принципиально важного вопроса человек "уперся” в свою личную неадекватную точку зрения и не желает слушать никаких аргументов. Его, как говорится, ничем не сдвинешь. Последняя надежда в этом случае — "обложить его матом”, чтобы проняло. ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ

Прежде чем перейти к проблемам, закономерно возникающим из-за низкой языковой культуры, необходимо дать определение понятиям "языковая культура” и "языковое бескультурье”, а также вспомнить несколько простых психологических законов человеческого развития, связанных с языком.
Примечание. Поскольку мы здесь поднимаем конкретную, но достаточно узкую тему, определения будут сугубо рабочими, не претендующими на исчерпывающую объективность.
Языковая культура — способность человека осознанно, произвольно и естественно использовать основные средства языка для достижения поставленных целей общения, избегая при этом эффектов, связанных с неправильным толкованием его речи окружающими. (К основным средствам я отношу возможности первых трех уровней языка, поскольку их надо сознательно осваивать. Осваивать же сквернословие и мат не нужно. Они сами "впитываются”.)
Языковое бескультурье — неспособность человека адекватно выражать свои мысли средствами языка и избегать ненужных эффектов, связанных с неправильным толкованием его речи окружающими.
Примечание. Данные определения нуждаются в ряде уточнений: во-первых, если круг тем, которые хочет обсуждать человек, узок и примитивен, но он говорит о них понятно и адекватно, значит он обладает речевой культурой, но низкой. Это проявится, когда он попробует заговорить на сложные темы. Если человек способен говорить только на отвлеченные темы на "высоком литературном” языке, но не может общаться на разговорном и жаргонном, его речевая культура однобока. Если человек умеет грамотно и красиво излагать мысли письменно, но затрудняется делать это устно, и наоборот, его речевая культура в целом высока, поскольку имеет в своей основе высокий интеллект. Просто она нуждается в некоторой практической доработке "слабых мест”.
О законах психологического развития
Теперь о законах психологического развития, связанных с развитием языковой культуры.
Коллаж В. Евладенко


1) Язык — это инструмент мышления, с его помощью мы передаем его продукты — мысли и идеи. Но в то же время, когда речь идет о возрастном развитии, язык — один из главных факторов, формирующих как мышление, так и нравственность человека.
2) Наша речь находится под контролем как сознания, так и подсознания Они нередко друг другу противодействуют. Задача сознания — ДУМАТЬ, что говорить, задача подсознания — ГОВОРИТЬ, что думаешь. Наша повседневная речь — это постоянная работа. Во время этой работы мы, с одной стороны, учимся "держать в узде” свое подсознание, которое постоянно норовит "выразиться от души, невзирая на лица”, с другой — тренируем свое сознание, его способность быстро и оперативно подбирать нужные нейтральные слова и строить смысловые конструкции речи.
Человек, который не утруждается речевым самоконтролем, отдает себя во власть подсознания. Оно крепнет и обретает силу. Сознание же остается в зачаточном состоянии. Результат: даже когда человек понимает, что здесь и сейчас надо говорить вежливо и литературно, он ничего не может с собой поделать. Либо подсознание берет свое и с языка говорящего постоянно срываются "непротокольные” слова, создающие о нем неблагоприятное впечатление, либо слаборазвитое сознание все свои силы бросает на борьбу с подсознанием, на его блокирование, а на разговор резервов не остается. Тот, кто, например, за дверью кабинета потенциального работодателя бойко и шустро "ботал по фене”, в кабинете не может связать двух слов и мучительно выдавливает из себя бессвязную околесицу.
3) Различные уровни языковой культуры сами по себе несут определенную эмоциональную энергетику, которую невозможно полностью нивелировать никакими средствами (ни тоном разговора, ни смыслом). Так, литературному языку в целом свойственны спокойствие и солидность, разговорному — доброжелательность и легкость, жаргону — ироничность и легкая напористость, сквернословию — насмешливость и агрессивность, мату — откровенная презрительность и враждебность. Таким образом, используя тот или иной уровень языка, человек неизбежно несет собеседнику дополнительную информацию, и часто не ту, какую хотел.
4) Языковая культура является "входным билетом” в те или иные социальные группы, обладающие, кстати сказать, разными уровнями финансового благополучия. Чем выше уровень языковой культуры, тем в большее число групп вхож человек. Так, человек, хорошо владеющий литературным, разговорным и жаргонным языками, легко сможет общаться почти с кем угодно — от президента страны до чернорабочего и от ученого-математика до художника. Человек же, не поднявшийся выше "блатного” языка дворовой шпаны, так всю жизнь и будет общаться только с дворовой шпаной, безработными алкоголиками и мелкими уголовниками.
Теперь подробнее о том, какие проблемы могут возникнуть в жизни молодого человека под действием указанных психологических законов.
1) Примитивный язык формирует примитивное мышление. Язык, замусоренный грязными словами, порождает такой же замусоренный разум. Избыток в языке злых, депрессивных, безнадежных слов создает такое же злое, депрессивное и безнадежное мировоззрение. Изменить такое мировоззрение во взрослом возрасте безмерно тяжело — даже с помощью психотерапевта. Жить с таким мировоззрением — немногим легче. Такой человек, как правило, бездеятелен и безынициативен, порой откровенно туп, неприятен в общении и, как правило, быстро оказывается на "обочине жизни”.
2) Наше подсознание — очень цепкий "хищник”. Когда человек разрешает себе "вольно выражаться” в повседневной жизни, он отдает себя ему во власть. В результате слова подбирает не сам человек, а его подсознание, которому "до лампочки” всякая "ерунда” типа вежливости, прогнозирования последствий и пр. Когда же становится ясно, что без умения грамотно говорить — никуда, приходится не просто интенсивно учиться грамотной речи, наверстывая то, что было упущено в юные годы (некоторые даже идут на специальные языковые курсы), а вступать в самую настоящую схватку с собственным подсознанием, успевшим набрать огромную силу. Неудивительно, что перестройка под силу не каждому. Многие всю жизнь так и говорят на "подростковом сленге”, лишая себя многих перспектив и передавая этот сленг своим детям.
3) Если говорить о том, как воспринимают окружающие любителя "выражаться”, то напрашивается аналогия с грязным человеком, распространяющим вокруг себя зловоние. Понятно, что зловонный грязнуля отталкивает от себя людей и теряет многие возможности, которые дает ему жизнь. Такая потеря может быть как явной, так и скрытой (это, к сожалению, происходит гораздо чаше).
Явная потеря возможности: есть интересная идея, но для ее осуществления нужна помощь другого человека. Вы встречаетесь с ним, но не успеваете начать излагать свою идею, как он кривит лицо и говорит: "До свидания! Сперва сходите помойтесь, потом поговорим!” Более мягкий вариант: сдерживая гримасу отвращения, собеседник пассивно выслушивает вас, потом говорит: "Мне надо подумать, я перезвоню...” Но, естественно, не перезванивает и от дальнейших контактов уклоняется.
Скрытая потеря возможности: вы продаете на рынке хороший товар. Мимо вас идет потенциальный клиент, готовый купить большую партию. Не замеченный вами, он приближается. Но, почувствовав вонь, разворачивается и уходит. Опять же — незамеченный.
Примечание. При этом прочие ваши достоинства никому не будут интересны. Встречают, как говорится, по одежке.
Точно так же несет потери и сквернослов. Явные: "До свидания, батенька. И никаких "А ЧЕ ТАКОЕ?”. Сперва говорить по-человечески научитесь, а потом и на собеседование приходите”. И скрытые: "Какого бы мальчика на танец пригласить? Этого? Вроде ничего, накачанный… ОЙ, А МАТЕРИТСЯ-ТО… МАТЕРИТСЯ!.. Нет, лучше я вон к тому подойду, он не такой "крутой”, зато с ним разговаривать можно. И не стыдно подругам показать”.
4) Парадокс сегодняшней жизни: несмотря на кажущуюся популярность матерщины и сквернословия, для человека, не умеющего разговаривать культурно и грамотно, закрыты очень многие двери, ведущие к жизненному успеху. Особенно если речь идет о работе в коммерческих структурах (в должностях, имеющих перспективы карьерного и финансового роста).
Пример. Любой менеджер по персоналу в коммерческой компании, которому приходилось подбирать молодых специалистов, может рассказать, как он отбраковывал толпы кандидатов. Причем после первых же слов, сказанных ими на собеседовании или по телефону. Причина — вопиюще низкая языковая культура, проявляющаяся в первых же сказанных ими фразах — в эмоциональном тоне, в построении предложений, в словах.
С чем связано такое повышение языковых требований, возникшее в последние 10–15 лет (но, к сожалению, многими еще не до конца осознанное)?
Во-первых: грубый, примитивный язык, с точки зрения современного работодателя, свидетельство грубого, примитивного мышления человека, то есть человека потенциально проблемного и бесперспективного.
Такому важное дело не доверишь — откажется в самый ответственный момент, не поймет, забудет, забросит при первой же необходимости чуть-чуть подумать головой. А проблемы из-за него получишь легко и быстро — нахамит клиенту, прогуляет, создаст напряженную обстановку в коллективе. Итог: ничего интересного и перспективного такому человеку не предложат. И даже в таких профессиях, где "разговор матом” традиционно не считается чем-то предосудительным, его шансы на успех невелики: сегодня даже грузчик в солидном супермаркете должен уметь вести себя и говорить на достойном уровне — не дай бог "ляпнет” что-нибудь в присутствии покупателей.
Во-вторых, сегодня ведущая позиция управления в бизнесе (а часто и в государственных учреждениях) заключается в том, что каждый сотрудник должен уметь разговаривать грамотно и вежливо. Причина — любой из них может оказаться вынужденным общаться с потенциальным клиентом, спонсором или иным важным лицом. И ошибка любого может стоить потери важного контакта. Например, когда клиент задаст сложный технический вопрос, его переадресуют к техническому специалисту ("технарю”), а тот, не умея говорить без сквернословия, "выскажет” что-нибудь этакое. После этого клиент бросит трубку и начнет рассказывать всем знакомым, "какие уроды работают в этой компании”. Возникнет дурная народная молва или, как сейчас ее называют, сарафанное радио — самый сильный "черный пиар” для любой фирмы.
Жизненные сценарии
Из всего вышесказанного можно вывести несколько простых сценариев, по которым такая "ерунда”, как несколько вольный язык, усвоенный в детстве и юности, может постепенно разрушить жизнь или не дать ей развиться.
Сценарий первый: люди иногда не понимают друг друга и ссорятся, даже если говорят на нормальном языке. А сквернословие само по себе провоцирует на конфликт. Результат: излишне частые спонтанные конфликты — постоянная готовность к ним — повышенная агрессивность — асоциальное поведение — дурная репутация — отторжение и вражда со стороны большинства окружающих людей (кроме таких же асоциальных типов) — озлобление — криминальное поведение — преступление — тюрьма — тюремные привычки и стиль общения — репутация "бывшего зэка” — отторжение со стороны общества — повторное озлобление и т.д.
Сценарий второй: собственное сквернословие в юности нередко создает иллюзию, будто благодаря ему ты становишься "крутым”. Любого можешь "послать”, подавить, подчинить. Сперва это действительно так. Однако сверстники, ранее попадавшиеся на эту удочку, с возрастом умнеют и начинают видеть за маской крутизны внутреннее убожество и слабость "крутого”. Естественно, на этом старые долговременные отношения заканчиваются, а новые — полезные для личной, социальной, профессиональной жизни — не возникают (никто не хочет долго общаться с матерщинником). Матерщинник же, уже привыкший к такому поведению, искренне не может понять, что происходит, начинает винить в своих бедах других (которые его "кинули”) и, вместо того чтобы осознать и изменить свой язык, начинает еще более активно использовать сквернословие и мат. Результат: полный жизненный крах, а затем либо одиночество, либо прозябание в обществе таких же неудачников-сквернословов.
Сценарий третий: сквернословие и мат — изначально примитивный язык, формирующий примитивное мировоззрение, способное ставить только простые, однозначные вопросы и требовать простых, однозначных ответов. Человек, имеющий такое мировоззрение, по самой своей природе не способен полноценно размышлять над сложными многогранными проблемами (нравственными, культурными, психологическими, карьерными, управленческими и др.). Вследствие этого он авторитарен в своих примитивных суждениях и решениях (такие люди иногда гордо называют себя "правдорубами”), неприятен в общении людям, имеющим более высокий уровень развития. Результат: см. "сценарий второй”.
Сценарий четвертый: разговор преимущественно на жаргоне — очень увлекательная психологическая игра, весьма популярная в подростковых группах. Она стимулирует воображение, гибкость и нестандартность мышления, дает много поводов для шуток и "приколов”, создает доверительную атмосферу в группе. Однако, как и во всякую игру, в нее можно слишком заиграться. Это происходит примерно так: сперва общение ведется на общепринятом жаргоне, почти без использования литературных слов. Это "прикольно” и весело. Но мало. Хочется придумывать новые специфические жаргонизмы, понятные только в данной группе. И они придумываются и используются все больше и больше. Постепенно начинается уход от родного языка как такового. Литературный язык забывается вообще. Итог: человек теряет способность к нормальному общению на понятном большинству людей языке. А когда выходит во взрослую жизнь — сталкивается с соответствующими проблемами.
Пример. Один врач-терапевт однажды пожаловался мне: "Как же трудно разговаривать с современной молодежью. Как будто их вообще по-русски разговаривать не учат. Приходят на прием и не могут толком объяснить, что у них болит. Двух слов связать не могут. Несут какой-то бред.
Сценарий пятый: жизнь регулярно ставит перед человеком барьеры, от преодоления которых во многом зависит его дальнейшая судьба. При этом барьеры, подобно физическим болезням, часто выявляют мелкие дефекты и недостатки, которые ранее не замечались. Что касается недостатка языковой культуры, то эта "болячка” остро дает о себе знать при поиске первой в жизни серьезной работы. Перспективных мест, не требующих опыта, всегда мало, а языковая культура кандидатов является одним из важнейших критериев, определяющих выбор работодателя. Результат: кандидат-сквернослов долгое время ходит по собеседованиям в поисках интересной работы, однако все безуспешно. Собеседования измеряются десятками — и ни одного приглашения (ни один менеджер по персоналу не станет звонить отвергнутому кандидату и объяснять, что его отклонили из-за неумения культурно разговаривать). Постепенно молодой человек впадает в уныние, у него появляется чувство собственной неполноценности, и в конце концов он соглашается на любую работу. Несколько лет работает на низовых должностях, по крупицам (стихийно, без специального обучения), приобретает полезный опыт. И лишь затем благодаря ему начинает медленно подниматься по карьерной и финансовой лестнице. В итоге — спустя годы добирается до того уровня, до которого его более вежливые и культурные сверстники добрались через полгода-год после устройства на работу.
И этот вариант сценария самый оптимистичный. Часто, оказавшись в молодости на низовой бесперспективной позиции (грузчик, чернорабочий, курьер) молодой человек так и остается на этом уровне. Причина: оказавшись надолго среди людей, "застрявших” там же, он быстро и намертво усваивает их манеру общения, привычки, пораженческую жизненную философию. Ему среди них становится комфортно, и он сам перестает "рваться вверх”.
Фото с сайта http://www.foto.irkutsk.ru/


Примечание. Естественно, я описал лишь крайние ситуации, которые в чистом виде встречаются нечасто. Однако в смягченном виде их приходится наблюдать регулярно. Можно, конечно, сказать, что то же сквернословие есть лишь "болезнь роста”, возрастной протест, отработка "анальной и генитальной” стадий развития, по Фрейду. В общем, явление безобидное и преходящее. Однако наблюдения за уже немолодыми людьми вызывают сильные сомнения в том, что это так. Многие из них вроде бы умны, но общаться с ними неприятно. А значит, проблемы, связанные с этой сферой, у них точно есть и отражаются на всей жизни вполне реально.
Пример. Любой руководитель, даже очень талантливый в ведении бизнеса, но склонный сквернословить в общении со своими подчиненными, воспринимается ими как хам и из-за этого неизбежно сталкивается с текучкой кадров. Причем в первую очередь самых ценных. Ушедшим постоянно приходится искать замену, оставшимся — компенсировать "неудобства” повышением зарплаты и прочими льготами. А это всегда тормозит развитие бизнеса, что не может не отражаться и на жизни руководителя. О СКВЕРНОСЛОВИИ БЕЗ ПРИКРАС,
или КАК ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ЮНОГО МАТЕРЩИННИКА

То, что было сказано выше, — лишь информационная база для работы педагога, которому необходимо донести данные знания до подростка на понятном языке. Теперь необходимо показать, как этого можно добиться.
Но для начала нужно определить, что мы хотим сделать в ходе консультации.
На мой взгляд, задачи могут быть следующими:
1. Помощь в понимании того, что такое язык, языковая культура и бескультурье, как они влияют на нашу жизнь (необходимая информация представлена выше).
2. Помощь в осознании необходимости и полезности высокой языковой культуры лично для подростка

Источник: http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=201000610
Категория: Интересное для всех | Добавил: Ninelle (07.07.2010)
Просмотров: 1595 | Комментарии: 1 | Теги: сквернословие, как бороться с матами, психология, Пятаков, нецензурщина, Педагогика, культура речи, мат | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright KeyGen.3dn.ru © 2024